Linconln
North and South
Free State of Jones
Gods and Generals
Operator 13
Friendly Persuasion
The Blue and the Gray, минисериал (понятно, началось с них, Пек зачитывает Gettysburg Address, фсётакое)
и дальше понеслось)
Lincoln - Спилберг плохого не покажет, по второму разу зашло даже лучше чем по первому
North and South, минисериал - бубубу, Суэйзи это тебе не Армитаж, но зато атмосферненько (американцы не любили друг друга задолго до Трампа, разве что демократы с республиканцами поменялись местами на диаметрально противоположные)
Free State of Jones - МакКонахе и соцреализм, плюс интересное про закон о двадцати неграх, на который я не обратила внимание когда смотрела в первый раз) Puts things into a new perspective
Gods and Generals - на редкость плохое кено, зато Дювалл в роли Роберта Ли и конешно дополнительная фича в виде клипа с Диланом на лошадке (плевать што когда-то был засмотрен до дыр, тем более што в контексте кина типа как по новой)
The Civil War by Bruce Catton - хорошая книшка, обстоятельная) Но про манёвры многовато XD
UPD:
Operator 13, чорно-белый 1934 года издания, c Гэри Купером и девицей, которая перекрашивается в негритянку))) Вообще внезапно хорошее кино про шпионов. Пинкертон понятно тоже присутствует и герой, хотя судя по тому же Каттону, вреда от него было значительно больше чем пользы)) Хотя с другой стороны Каттон говорит, что в Вашингтоне военные секреты секретами оставались оч недолго, тойсть у конфедератов это дело было хорошо поставлено XD
Friendly Persuasion c тем же Гэри Купером, типа комедия про квакеров во время гражданской войны. Часть про квакеров комедийная, часть про гражданскую войну - нет. Комедийная часть дебильная, зато в некомедийной сразу видно какой Купер офигенный актёр. А ещё там есть не менее офигенный молодой Перкинс
The Lone Star
DallasПродолжаем разговор XD
Пара фильмов про Техас, один про до войны, другой про сразу после)
The Lone Star с Кларком Гейблом и Авой Гарднер (ОМГ помойму она реально самый красивый человек на земле))), про период когда Техас уже решительно повернулся жопой к Мексике, но ещо не окончательно - лицом к Штатам)) Тойсть Республика Техас, Сэм Хьюстон (тот который человек и город)), и давайте будем сами по себе, а кому не нравится того не пустим в наш местный Сенат или пристрелим прям в нём) Побеждают понятно юнионисты и Кларк Гейбл, и тут же начинается война с Мексикой, на которую тут же радостно отваливает и Гейбл, и его соперник в борьбе за Сенат и Аву Гарднер))))
Dallas c невозможно прекрасным Гэри Купером в роли последнего конфедерата-партизана которому забыли рассказать, что война закончилась)) Дело то есть происходит в послевоенном Техасе, Reconstruction Era, вседела) Помимо прочих радостей имеет место трогательный броманс между янки из Бостона и конфедератом из Джорджии) И про отношения между севером и югом ткскзть
Янки: I thought when you decided to serve your country...
Конфедерат: I have no country.
Янки: And you call me a foreigner.
The Raid
ShenandoahThe Raid 1954 года интересный только тем что основан на реальных событиях (конфедераты сбежавшие из плена в Канаду переходят границу обратно и грабят пару банков в Вермонте, всё оно так и было на самом деле, правда, в фильме не показали финал истории, когда конфедератов поймали а деньги вернули. Пленных правда так и не экстрадировали, на что федеральные власти нажаловались в Лондон, канадцы застеснялись и больше таких рейдов не было)))
Shenandoah 1965 года с гениальным Джеймсом Стюартом. Более антивоенного кино я не видела, и всё благодаря игре Стюарта (и это при том что сам-то Стюарт не только воевал но и всю жизнь придерживался более чем милитаристских взглядов, вот что значит настоящий мастер).
The Prisoner of Shark Island
The Conspirator
Итаг далее))
Тематическая подборка про процесс над заговорщиками убийцами Линкольна. Судя по всему (тойсть двум нижеупомянутым фильмам), writ of Habeas Corpus - это просто волшебный документ, против которого почти нет приёма (хотя героям он понятное дело не помог ниразу)
The Prisoner of Shark Island сняли в 1936, а The Conspirator в 2010, но мораль одна и та же, нехорошо блин судить гражданских граждан военно-полевым судом)) The Prisoner... про доктора Мадда (южанина, ясное дело) который починил сломанную ногу убийце Линкольна и за это был
Да, The Prisoner... ещо примечателен совершенно неполиткорректным отношением к афроамериканцам соответствующего периода, ибо в тридцатые годы их было модно изображать совершеннейшими идиотами)))
Да-2, автор подкаста Threads from National Tapestry почти по этому поводу цитировал Мелвилла вот это
The Martyr
Indicative of the passion of the people
on the 15th of April, 1865
Good Friday was the day
Of the prodigy and crime,
When they killed him in his pity,
When they killed him in his prime
Of clemency and calm—
When with yearning he was filled
To redeem the evil-willed,
And, though conqueror, be kind;
But they killed him in his kindness,
In their madness and their blindness,
And they killed him from behind.
There is sobbing of the strong,
And a pall upon the land;
But the People in their weeping
Bare the iron hand:
Beware the People weeping
When they bare the iron hand.
He lieth in his blood—
The father in his face;
They have killed him, the Forgiver—
The Avenger takes his place,
The Avenger wisely stern,
Who in righteousness shall do
What heavens call him to,
And the parricides remand;
For they killed him in his kindness,
In their madness and their blindness.
And his blood is on their hand.
There is sobbing of the strong,
And a pall upon the land;
But the People in their weeping
Bare the iron hand:
Beware the People weeping
When they bare the iron hand.
Swanee River
Young Mr. Lincoln
Horse Soldiers Два байопика и один фильм по реальным событиям (pun intended XD)
Swanee River 1939 года - про отца американской народной музыки Стивена Фостера. Про реального Фостера известно мало: написал кучу популярных до сих пор песен, большая часть из которых - стилизация а-ля Юг для мистрел-шоу, прожил мало (всего до 37), похоже что покончил жизнь самоубийством. Фильм, в связи с малым количеством известных фактов, - фантазия на тему, но очень красивая и с большим количеством прекрасной музыки (ну кто любит банджо и неотвязные мелодии XD))). Правда, в фильм не вошла моя любимая Hard Times Come Again No More. Но зато можно полюбоваццо на то что больше теперь нивжисть в кино не покажут - а именно минстрел-шоу))
Вообще удивительная история, чувак из Питтсбурга что в штате
Young Mr. Lincoln тоже 1939 года, про соответственно молодого мистера Линкольна, когда он был ещё никому неизвестный адвокат, практиковавший в
Horse Soldiers 1959, того же Джона Форда - про реальный рейд северян через всю конфедератскую территорию. Я когда смотрела не могла понять то ли я не вдупляю что они такое говорят и на карте показывают, то ли они уже совсем фантастическую чушь несут - и как всегда в таких случаях оказалось что таки все оно так и было на самом деле - из Теннеси в Луизиану, тыща километров верхом за две недели, и по дороге не забудьте разнести в клочья все железнодорожные пути. В главных ролях Уэйн и Холден. Под Уэйна переписали главного персонажа, сделали из него бравого кавалериста и бывшего инженера. Что значительно более логично и значительно менее интересно чем реальность, в которой рейд возглавлял бывший учитель музыки, терпеть не могший лошадей)))
И немножко Фостера))
Весёлое и конфедераты
Грустное и Арло Гатри
Dark Command(1940) c Джоном Уэйном (бубубу, создатели фильма Трамбо, вы навсегда испортили мне Уэйна, хотя бог с ним, всё равно не мой типаж)), про партизанские
Обе стороны агитируют за переселение, обещают серебряные часы и золотые горы))
Как грицца в фильме, сначала было "On to Kansas" а уж потом - "On to Richmond"
Бонус, отсутствующая Оклахома)))
The JayhawkersЕщё про пограничные рейды Канзас-Миссури, на этот раз - предвоенные. Прям так и называется, The Jayhawkers, по прозвищу террористов-типа-аболиционистов. В Dark Command с Уэйном у главзлодея (бушвакера-типа-конфедерата) был явный прототип в лице Вильяма Кантрилла (там чувака даже зовут примерно так же), а в Джейхокерах главзлодей похоже совершенно стопроцентно выдуманный, но зато офигенной красоты)) Ну кому нравятся колоритные еврейские мущщины) А главгерою они явно нравятся, потому что такого откровенного броманса я не видела со времён Бостон Лигал)))
Весь фильм происходят вот такие диалоги:
Shouldnta killed him, Luke.
He almost had you killed, didn't he?
Lordan, yes, he's worth a bullet, but not Jake, not some poor fool like Jake!
Go on. Go to poor foolish Jake, bury him, say a prayer over him, if you love him so much. I killed him for you!
и я такая, WTF, граждане)) а граждане тем временем)
Vera Cruz
The UndefeatedСудя по вестернам, в 1865 году Мексика просто кишела полковниками-конфедератами, пытающимися наняться на службу к императору Максимиллиану)) Это я посмотрела Вера Круз с Купером и Ланкастером и The Undefeated c Уэйном и Хадсоном. Купер и Хадсон чудо как хороши в роли джентльменов с Юга) Купер волне сносно (на мой взгляд неспециалиста) говорит по-французски, а у Хадсона (на мой тот же взгляд) прелестный южный акцент) Вера Круз - очень циничное кино, а The Udefeated - внезапно очень няшное, но мораль одна и та же: американцам в Мексике делать нечего, разве что приключения на жопу искать, вот и полковнику ничего хорошего не перепало, хорошо ещё что не пристрелили по ходу своей собственной местной гражданской войны)) The Undefeated очень опосредованно основан на реальной истории генерала-конфедерата и его солдат, которые после Аппоматокса решили пойти на службу к Максимиллиану типа в иностранный легион (результат примерно такой же как в обоих кинах)). Среди нескончаемых куплетов Good Old Rebel (он же Old Unreconstructed) есть и про это самое:
I won't be reconstructed, I'm better now than then.
And for a Carpetbagger I do not give a damn.
So it's forward to the frontier, soon as I can go.
I'll fix me up a weapon and start for Mexico.
The Big Land
Red River
(The Big Land (1957))
Да, так вот по поводу послевоенной Оклахомы аж два кина на одну и ту же тему
The Big Land -
Red River c Уэйном в общем про то же самое, минус политика и плюс шекспировские страсти и нескончаемый cattle drive. Уэйн всё-таки очень классный актёр, вот в Red River на него смотришь и прям жаль что он за свою ковбойско-героическую карьеру не удосужился сыграть того же Лира. Лир бы из него офигенный получился.
Филологическое, мало того что Миззура, так ещо очередная загадка английского языка: ковбои у них cowboys, но при этом сами коровки - исключительно steers
GrantGrant, документальный мини-сериал про соответствующего генерала и президента. Я до этого про него знала только из книжки Видала, где основное внимание на Линкольне и вашингтонских интригах, так что было очень интересно в биографическом смысле, это ж прям американский роман в лучших традициях. Плюс куча географических карт (питаю слабость) и фотографий (выяснила как выглядели ironclads, на корабли это было похоже мало, скорее типа железный плот и из него торчит труба-другая)). Возвращаясь к биографии — удивительно невезучий чувак, не везло ему хронически и во всём, особенно в бизнесе, да и на войне не то чтобы везло, но в войне ему победить удалось, а вот во всём остальном, ну такое. До войны был нищебродом и возил дрова продавать на рынке. После войны, сначала, будучи президентом, с переменным успехом разбирал метафорические дрова наломанные во время её (Reconstruction, вот этофсё). После президенnства умудрился опять разориться и не умер в нищете только благодаря вовремя вмешавшемуся Марк Твену и собственному упорству, которое позволило ему, несмотря на мучительную смертельную болезнь, закончить мемуары. Книга (вышедшая посмертно) тут же стала бестселлером, на деньги от которого жила его вдова. (В общем, теперь сцена в «Мистере Дидсе» где он про Гранта говорит, приобрела новый смысл, Дидс и сам вот такой честный лузер).
В самом сериале, ясное дело, больше всего про собственно войну, стратегию и вот это всё, и я ещо раз поняла что никогда не пойму, были ли эта стратегия вообще на самом деле или у кого больше живой силы — тот и был молодец. Подозреваю нехорошее, да. Ну тойсть были там крутые моменты, например Виксберг, когда он прям под носом противника по реке переправлял войска, и всякие другие хитрые манёвры. Но с другой стороны — Шайло и Wilderness где просто уйма народу полегла, не говоря уже про знаменитый Crater (но его там вроде не было, он по телеграфу руководил — это я из подкаста знаю, по фильму кажется что он как раз всю дорогу сидел там в окопе и в носу ковырял). В общем, в военном смысле картина у меня в голове ещо более мутная чем в других смыслах))
Personal Memoirs of Ulysses S. Grant
Таки заглянула в мемуары Гранта, лежат вот тут. Первое что поражает - какая ж страна была маленькая, все друг друга знали)) Ну тойсть понятно что профессиональные вояки с обеих сторон дружили домами и семьями, ибо все учились в одном и том же Вест Пойнте. Но во первых строках мемуара выясняется что отец Гранта лично был знаком с Джоном Брауном, and I quote "he learned his trade, and in a few years returned to Deerfield and worked for, and lived in the family of a Mr. Brown, the father of John Brown—“whose body lies mouldering in the grave, while his soul goes marching on.” I have often heard my father speak of John Brown, particularly since the events at Harper’s Ferry. Brown was a boy when they lived in the same house, but he knew him afterwards, and regarded him as a man of great purity of character, of high moral and physical courage, but a fanatic and extremist in whatever he advocated. It was certainly the act of an insane man to attempt the invasion of the South, and the overthrow of slavery, with less than twenty men."
Интересно, что Грант говорит, мол, его отец считал Брауна фанатиком и экстремистом, в то время как сам Грант всего лишь практично объясняет что с двадцатью бойцами многого не добьёшься XD.
Интересно-2, история знаменитой песни, которую цитирует Грант, в циничном изложении Гора Видала: "Julia Ward Howe (...) had become nationally famous by putting new words to that old drinking-song to which the words of “John Brown’s Body” had been, briefly, attached. Now, once again, John Brown had been detached, as it were, from the living music and Mrs. Howe’s “Battle Hymn of the Republic” had replaced him with a poetic exuberance that had caused some laughter in Washington’s literary circles where the phrase “the evening’s dews and damps” gave much pleasure."
гусары молчать
Lincoln by Gore Vidal
Я меж тем дочитала видаловского «Линкольна», хорошая книжка, но кончается внезапно)) Ну или мне так показалось, в смысле что как-то непропорционально — все вот эти политические интриги в технических подробностях, все вот эти заговорщики с их большими планами и мелким существованием, а потом фигак — и пунктирное описание поездки в театр Форда, про богатый внутренний мир заговорщиков вапще забыли, про Сьюарда в брекетах тоже, про Чейза с семейством и подавно, ложа, выстрел, конец.
Ну да ладно. Из очередных открытий америки — ну я знала что Линкольн не был пламенным аболиционистом, понятное дело, но вот что у него был проект
длинно, но интересно)“Gentlemen, I want your advice, and I want your help. Congress has given me a sum of money toward the colonization of New Granada in Central America. The agricultural land is rich, there are coal mines, and it is empty. If you choose, it can be filled up with your people.”
Lincoln paused, as if he expected some sort of delighted response; but there was none. Hay noted that the black, the beige and the yellow faces were all equally stony. The Tycoon was, if nothing else, as sensitive as a perfect barometer to the human responses of others. He now sat back in his chair and began to speak, as if thinking aloud; a sign that he had already made his case to himself. “Why, you may ask, should the people of your race be colonized? Why should they leave this country? This is, perhaps, the first question for proper consideration. Well, you and we are different races. We have between us broader differences than exist between almost any other two races. Whether it is right or wrong, I need not discuss.” Lincoln paused. One of the Negro men seemed ready to open a discussion; but then he thought better of it.
The President continued. “This physical difference is a great disadvantage to us both, as I think. Your race suffers very greatly; many of them by living among us, while ours suffers from your presence. In a word, we suffer on each side.” Hay could see, once again, the Tycoon’s powerful logic begin to gather force; he could also see, from the faces in the room, that something other than Lincolnian logic was going to be needed. “If this is admitted, it affords a reason, at least, why we should be separated. You here are freemen, I suppose.”
“Yes, sir,” said E. M. Thomas. Hay wondered why, at this point, the President’s logic needed to ask a question whose answer he already knew.
“Perhaps you have long been free; perhaps all your lives. Nevertheless, your race is suffering, in my judgment, the greatest wrong inflicted on any people. But even when you cease to be slaves you are still a long way from being placed on an equality with the white race.” Lincoln turned his cloudy gaze on the large man, a minister from New York. “The aspiration of men is to enjoy equality with the best when free, but on this broad continent not a single man of your race is made the equal of a single man of ours.”
Hay wondered what the fiery Negro leader Frederick Douglass would answer to that. So, perhaps, did the Ancient, who closed the argument. “Go where you are treated the best, and the ban is still upon you. I do not propose to discuss this, but to present it as a fact with which we have to deal. I cannot alter it if I wanted.” Hay wondered if Lincoln would want to alter it. Although Lincoln had a true hatred of slavery, as much for the brutal effect it had on the masters as on the enslaved, he was unshaken in his belief that the colored race was inferior to the white. Hay concurred; but Hay’s belief was not unshakable. He had long suspected that, given the same advantages as a white man, a Negro was probably every bit as capable. The fact that Lincoln had always found it difficult to accept any sort of natural equality between the races stemmed, Hay thought, from his own experience as a man born with no advantage of any kind, who had then gone to the top of the world. Lincoln had no great sympathy for those who felt that external circumstances had held them back.
Nicolay disagreed with Hay; he felt that this had been Lincoln’s view, but was no longer. The two secretaries often argued about the matter. Lincoln himself never cast the least ray of light on the subject. He wanted the Negroes freed, and he wanted them out of North America. He now proceeded to make his case to the jury, which was plainly hostile. He spoke of the evils done the white race by the institution of slavery: “See our present condition—the country engaged in war—our white men cutting one another’s throats—none knowing how far it will extend—and then consider what we know to be the truth. But for your race among us there could not be war, although many men on either side do not care for you one way or the other. Nevertheless, I repeat, without the institution of slavery, and the colored race as a basis, the war could not have an existence. It is better for us both, therefore, to be separated.”
Long story short, представители общественности were not amused и высказались в смысле с фига ли нам отсюда уезжать, это между прочим и наша страна, и стороны на этом разошлись (почитала в интернетах, судя по ним, так оно всё и было на самом деле). Интересно, насколько по-другому всё было бы сейчас, если бы Линкольну удалось продавить эту идею, плюс компенсацию конфедератам за потерянное имущество))
Посмотрела Saving Lincoln, очень странное кино, типа театральная постановка в компьютерно-генерированных двухмерных декорациях 0_о. Странное оно не только декорациями)) Рассказ ведется от лица маршала Ламона, личного друга и персонального телохранителя Линкольна, личности вопщем довольно мутной, но в фильме он получился весьма няшным, как и Линкольн, который на себя портретно не похож совсем, зато обаятельный)) Вообще там за портретным сходством не гнались, за исключением оччень точно воспроизведенной фотографии где Линкольн и МакКлеллан злобно пырятся друг на друга)) Для Мака даже нашли актёра карликового роста
Что в этом фильме исключительно хорошо - это аутентичный саундтрек, которого к тому же много, ибо главный герой, в соответствии с исторической действительностью, играет на банджо и поёт)) Начинается все с Линкольна, его семейства и того же Ламона в поезде, везущем свежевыбранного президента и всех остальных в Вашингтон, и поют они там вот это (Спрингстина там увы не было, но эта версия уж больно хороша, прям огонь)))